Магия деревянной резьбы

Нажмите для предварительного просмотра изображения
Фото: gorvestnik.ru
Фото автора

В стенах комплекса «Город мастеров» состоялся показ кинофильма «Ковчег на берегах Волги: Летештии и ходештии твари» от творческого объединения «Студия «Фараонки».

Зрителями были сотрудники комплекса, мастера НХП, экскурсоводы нашего города. Фильм передавал ценнейшие знания об образах знакомой нам домовой резьбы. Эти образы трактуют по-разному – и как волшебные языческие обереги, и как незамысловатые выдумки резчиков для красоты. Между тем, настоящая история диковинного зверинца деревянной резьбы намного шире, чем обычное украшение. Именно этой теме посвятили свои исследования Татьяна Филатова и Елена Чичерова (на снимке), создатели фильма. Это не только исследовательская работа, это уникальные съёмки и раскрытие потаённого смысла, это гордость за самобытное русское наследие.

Во вступительном слове создатели фильма рассказали о своих находках и самом процессе создании фильма. Они говорили об этом так увлечённо, что не было никаких сомнений – в эту работу вложены не только силы и время, но прежде всего – огромная любовь к многообразию этого искусства. С первых секунд фильм открылся зрителям, словно ларец с сокровищами, и поведал о драгоценности прошлого и его связи с настоящим. Удивительные факты преподносились один за другим, и за каждым стояли годы исследований. Зрители увидели эксклюзивные фотографии самой резьбы, бережно собранные в личных поездках. С экрана величаво расправляли крылья райские птицы, красовались прекрасные фараонки, скалились грозные львы. В сюжетах резьбы был упомянут даже кот и его апокрифическая роль в спасении библейского ковчега, что не могло не вызвать улыбку! Никто из этих существ не вырезался просто так – все они были строго библейскими образами. Любое такое творение – маленький шедевр. А чаще всего, вовсе не маленький, ведь глухая деревянная резьба покрывала иногда весь дом, словно отдельный чудесный мир, видимый со всех сторон. «Райский сад, расцветающий на дому как земной Эдем и напоминающий о некогда утерянном блаженстве», как говорится в фильме. Точнее, пожалуй, и не получится сказать.

Видеть эту искусную работу на домах, ради которых она и была создана – совсем другое дело, чем видеть уже снятые доски в музее. Но большинство жителей таких домов даже не понимают, каким сокровищем обладают. Некоторые из представленных фотографий были сделаны за день до того, как доски с удивительной резьбой снимут, и райский сад останется только на фотографиях... Поэтому так важно внимание, которое «Город мастеров» уделяет подобным инициативам – чем больше признания получают подобные энтузиасты, тем ярче живёт наше наследие.

После фильма Елена Чичерова и Татьяна Филатова согласились на интервью. Их дуэт – поразительная командная работа, как говорят они сами: «Мы всё делаем вместе». Так и на интервью они согласились только при условии, что будут отвечать совместно.

– Расскажите немного о себе!

Елена: Творческое объединение «Студия «Фараонки» существует с 2011 года и основано нами, Еленой Чичеровой и Татьяной Филатовой. Сейчас мы живём на Урале – Татьяна в Екатеринбурге, я в Челябинске. Но Городец мы считаем малой родиной – мои предки по папиной линии отсюда, и в детстве нас привозили в Городец к бабушке и дедушке на всё лето.

– Как вы заинтересовались глухой резьбой?

Татьяна: Наш интерес к этому искусству вполне закономерен. Во-первых, мы сами родом из мест исконного бытования этого вида резьбы. Во-вторых, я по своему первому образованию занималась культурологией. То есть основа уже была заложена. И главное: эта тема – одна из самых, как ни странно, неисследованных и недооценённых в русском искусстве, что делает её особенно привлекательной для научного исследования.

– Является ли интерес к глухой резьбе продолжением вашей профессиональной деятельности?

Татьяна: Нет, напрямую не является. Однако я по своему первому, философскому, образованию занималась западноевропейской культурой. Точнее – символическим бестиарием, собранием мифологических животных и птиц. Так что перейти к древнерусскому баснословному «зверинцу» было закономерно, поскольку средневековый бестиарий был един для всего христианского мира от Востока до Запада. Конечно, древнерусский бестиарий имеет ряд своих особенностей, но это был единый язык одного культурного поля. И именно в едином контексте имеет смысл рассматривать православную культуру как национальный вариант единой христианской культуры.

– Как к вам пришла идея создать этот фильм?

Елена: С 2012 года мы собираем коллекцию фото- и видеоматериалов домовой резьбы Поволжья. Хотелось показать это всем заинтересованным этой темой, так и возникла идея сделать фильм с собственным текстом.

– Почему вы считаете, что тему мотивов в глухой резьбе важно освещать?

Татьяна: Здесь необходимо уточнение. Сама тема глухой резьбы как вида особой технологии резного рельефа уже была широко представлена в советской тематической литературе, вопросы технологии мы не затрагиваем. Мы занимаемся семантикой образного ряда домовой резьбы, самими существами и чудищами. Почему её необходимо освещать? Во-первых, этот язык выразительных средств как особый язык Средневековья давно был забыт. Образы неоправданно были истолкованы как языческие, хотя никакого отношения к славянскому язычеству эти книжные звери – львы, грифоны, сирины, алконосты, орлы, змии и так далее – не имели. Возвращаясь и открывая заново нашу историю, мы должны подлинно прочитать образы, составляющие нашу исконную культуру. А это сопряжено напрямую с темой старообрядчества, книжной культурой и искусством лубка. На сегодняшний день до сих пор есть давление в отношении истолкования образов бестиария народного искусства от устаревших и уже некорректных представлений, от которых я как культуролог давно отказалась. Нынешний зритель готов воспринимать современное истолкование этих чудесных птиц и зверей. И поэтому, конечно, надо открывать этот мир заново.

– Какие сложности были в создании фильма?

Елена: Самая главная сложность – это сам поиск домов с резьбой. Их с каждым годом всё меньше, и местные жители, как правило, не рады нашему приезду с камерой и фотоаппаратом. Сам текст фильма – огромная работа, в ходе которой сотни книг и статей были переработаны и осмыслены.

– Кто, кроме вас, проявляет интерес к этой теме?

Елена: В 2016 году мы познакомились с основателем фонда «Дать понять» Галиной Филимоновой и вместе провели первый семинар на колёсах «Тропой Фараонки». Тогда же к нам присоединились несколько человек из Нижнего Новгорода, которые и по сей день принимают участие в наших проектах. В последнее время интерес появился и у профессионального сообщества экскурсоводов Нижегородской области, и у мастеров, которые в разных техниках воплощают образы «Чудесного зверинца». Стилизованные львы, фараонки, сирины и алконосты всё больше появляются в росписи, резьбе, керамике.

– Как вы дальше планируете развиваться в этом направлении?

Татьяна: Планов громадьё – даже потому, что сама тема чудесного зверинца народного искусства неисчерпаема. Конкретно мы собрали на сегодняшний день практически весь информационный массив материала, наша коллекция фото и видео домовой глухой резьбы, безусловно, одна из самых представительных. В наших планах производство циклов фильмов: «Метаморфозы сирен», «Нестрашный Страшный суд», «Вырезом вырезанные» и «В кругу потаённых богинь», а также цикл видеолекций по бестиарию глухой домовой резьбы. Это только на ближайшее время. Мы запустили проект «Мастерская-на-колёсах «Тропой Фараонки», в ходе которой проводим реставрацию домовой резьбы на реальных домах и мечтаем о фестивале «В гостях у Фараонки». Я как драматург по второму образованию готовлю цикл пьес «Трестьяны». Елена, в свою очередь, готовит огромный образовательный детский проект «Своими ручками», где дети смогут прикоснуться к теме чудесного зверинца непосредственно. В общем, планов и задумок – на несколько жизней.

– Что вы бы хотели пожелать городчанам?

Елена: Хотелось бы пожелать, чтобы тема образов домовой резьбы во всём её многообразии перестала быть недооценённой. Городец – центр уникального и многослойного явления домовой резьбы. На наш взгляд, вернуть моду на резные доски и наличники с «животными невиданной красы» можно лишь в новом прочтении образов. И это было бы очень здорово!

Наш корр.
 
По теме
Выставка 85-летия Фабрики пуховых платков открылась в Оренбурге. Как сообщает пресс-служба правительства Оренбургской области, в столице региона открылась выставка, посвященная 85-летию Фабрики пуховых платков.
Старшим инспектором (по делам несовершеннолетних) Отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела МВД России «Володарский» майором полиции Натальей Кипа
В Дзержинске продолжается арт-фестиваль художественной резьбы по дереву. Мастера-резчики из разных регионов прямо на глазах у посетителей парка «Утиное озеро» превращают стволы и корни деревьев в произведения искусства .
На звуковом шоу «Поющие мосты» в Петербурге в эти выходные Дворцовый мост поднимут под музыку из фильма «Человек-амфибия» и других произведений народного артиста СССР, петербургского композитора Андрея Петрова.
skaz-o-yarostnom-olene (1) - ЦГБ им. В. Маяковского 9 октября специалисты Молодежного библиотечно-информационного центра вновь побывали в гостях у третьеклассников Центра образования города Сарова.
ЦГБ им. В. Маяковского
Активно, интересно и полезно провели Декаду пожилого человека в Нижегородской области - Единая Россия В рамках партийного проекта «Старшее поколение» в регионе активисты организовали мероприятия во всех муниципалитетах региона Праздничные мероприятия в рамках Декады пожилого человека прошли в Нижегородской области.
Единая Россия
Город Горький 50 лет назад - Государственная архивная служба Интересно узнать, чем жил наш город 50 лет назад, с помощью газеты «Горьковский рабочий» за 11 октября 1974 г.   В поисках… шторма Вчера [10 октября 1974 г.
Государственная архивная служба
От потехи до Потехина - Газета Семеновский вестник Музеев, посвящённых гармони и гармонистам, в России всего несколько. Отрадно, что наши гармони мастеров Потехиных занимают почётное место и в экспозиции Музея русской гармоники Альфреда Мирека в Москве,
Газета Семеновский вестник